Рынок транспортного шеринга — автомобили, самокаты, велосипеды — в России по итогам 2021 года прибавит 85%, а его объем достигнет 68 млрд руб. Об этом говорится в исследовании ТИАР-Центра и Кластера РАЭК/Sharing Economy, с которым ознакомилась "РГ".
Фото: РИА НовостиРИА Новости
Локомотивом отрасли остается каршеринг, совокупная выручка компаний которого достигнет 41 млрд руб. и превысит показатель 2020 г. на 82%. Для сравнения — выручка в допандемийном 2019 году составила 15,9 млрд руб.
Видео дня
Все ключевые участники рынка отмечают рост автопарка. У BelkaCar парк вырос на 15% и составил более 5,7 тыс. автомобилей. Парк "Делимобиля" вырос на 4,5 тыс. машин и достиг 19 тыс. автомобилей, а автопарк "Яндекс.Драйв" достиг 17,2 тыс. машин.
Люди стали пользоваться каршерингом чаще. В 2021 году на один автомобиль BelkaCar приходилось более 5 поездок в сутки, а "Делимобиля" — более 10 поездок в сутки. Но это в столице, по России среднее число поездок — 8-10 в сутки.
Кроме того, значительно выросло время использования автомобиля. По данным "Яндекс.Драйв", более чем на 50%.
По словам издателя отраслевого портала "Трушеринг" Юрия Николаева, говорить об экономической стабильности сервисов каршеринга пока сложно. Сегодня можно говорить о насыщении московского, санкт-петербургского и сочинского рынков. "В других же городах не существует необходимости в пользовании услугами каршеринга, так как там, как правило, нет платной парковки и, соответственно, нет необходимости в шеринговой модели", — отмечает Николаев.
К 2025 году половина водителей Москвы и Санкт-Петербурга будут пользоваться услугами каршеринга
По его словам, много зависит от местных властей. "Если департамент, отвечающий за развитие шеринга, открыт к сотрудничеству и всячески поддерживает эти бизнесы (например, в Москве за парковку одного автомобиля сервисы платят 30 тыс. руб. в год вместо 300 тыс.), то в случае если эти отношения портятся, как, например, было с сервисами самокатов после нескольких инцидентов со сбитыми прохожими, перспективы успешного развития бизнеса оказываются под вопросом", — полагает он.
По оценке генерального директора BelkaCar Лорианы Сардар, рынок каршеринга продолжит рост с двузначным годовым темпом, следуя за развитыми европейскими рынками. "Емкость столичного рынка каршеринга составляет порядка 700 млн долларов, емкость всего российского рынка каршеринга — 1,5 млрд долларов. То есть потенциально в ближайшие 5 лет рынок вырастет еще в 4 раза", — сообщила Сардар "РГ".
Разделяют оптимизм и в сервисе "Делимобиль".
"В течение 2021 года каршеринг стремительно развивался и ставил новые рекорды. Востребованность сервиса мы видим по активному приросту новых пользователей, а также по утилизации наших автомобилей", — сообщили "РГ" в пресс-службе компании.
По прогнозам Frost&Sullivan, к 2025 году половина водителей Москвы и Санкт-Петербурга будут пользоваться услугами каршеринга. Сейчас доля клиентов каршеринговых сервисов в этих городах составляет 22,3% и 12,9% соответственно.
Тем временем
По данным Juniper Research, к 2026 году расходы потребителей в мире на каршеринг превысят 937 млрд долларов. В 2021 году этот показатель будет равен 147 млрд, то есть в течение ближайших пяти лет рынок вырастет на 537%.
Источник: auto.rambler.ru